Заранее простите нас за желание объять необъятное. Конечно мы понимаем, что количество стилей, называемых классическими, непомерно велико. И что в них нужно разбираться, чтобы писать такую статью. И, как правило, это приводит к тому, что мы еще больше путаемся. Поэтому давайте просто попробуем обсудить универсальные элементы, присущие всем этим стилям, с небольшими вставками, касающимися их особенностей. И рассказано о них будет максимально просто, да простят нас искусствоведы.

Итак, приступим! Для начала давайте определимся, что такое классический стиль? Это собирательное понятие, включающее в себя огромное количество направлений со всех континентов (ренессанс, георгианский, густавианский стиль, барокко и рококо, ампир, викторианский, колониальный, классицизм и неоклассицизм, стиль регентства и так далее, и так далее…) преимущественно в промежутке от XVI до конца XIX века. Есть также пара-тройка классических стилей начала XX века, но о них лучше поговорить отдельно. Каковы же их общие признаки:

1)Классические стили практически без исключений ориентированы на классику, поэтому они так и называются.

Извините нас за тавтологию, под классикой мы подразумеваем принципы и каноны античной (древней греко-римской) архитектуры. Это не имеет отношения к внешнему виду освещения в классическом стиле, но имеет прямое отношение к его расположению в интерьере.

2) Классические стили тяготеют к симметрии и пропорциональности

Этот признак вытекает из предыдущего и касается архитектуры, интерьеров и освещения, как их важной составляющей. Все должно быть на своем месте и соразмерно.  Это изображение как раз пример абсолютной симметрии. В таком помещении все светильники, кроме центрального акцента, должно дублироваться. Поэтому в процессе разработки интерьера и распределения бюджета, планируйте все парами. Разные предметы одинакового визуального веса не подойдут, это не тот случай, когда правила стоит нарушать.

3) Классические стили – приверженцы традиционного подхода к освещению

 В предыдущей советы по освещению мы уже писали о том, что существует два подхода  к освещению: европейский (традиционный) и американский (современный). Все классические стили, которые мы сейчас обсуждаем, выходцы из Европы, поэтому несложно предположить, что подход к освещению у них европейский.  Это значит, что главную роль в световом сценарии играет люстра (она освещает все пространство), а бра, торшеры или настольные лампы– только вспомогательную.

Вот пример светового сценария в классическом стиле в одном из самых красивых домов Лондона Спенсер Хаусе:

  • Основной источник света – богато украшенные люстры, расположенные в центре комнаты.
  • Местное освещение – симметрично расставленные настольные лампы (также это могут быть бра).
  • Декоративное освещение в классическом стиле – это, как правило, подсвечники. С различного рода подсветками (если только они не специализированные и не предназначены для освещения любимых хозяином картин), нужно быть осторожными.

4) Классическим стилям нужно пространство

Изначально дизайн интерьера в классическом стиле был вторичным. Сначала строилось здание, «под заказчика», потом меблировали комнаты, тоже «под заказчика», чтобы произвести максимально возможное впечатление во время приема гостей. Это значит, что классический интерьер должен быть в доме в таком же стиле, ну или по крайней мере максимально к нему приближенном – с высокими потолками, лепниной и наборным паркетом на полу. В однокомнатной квартире в панельном доме классики не получится. Из-за размера комнат, из-за высоты потолков и из-за экстерьера. Почему? Приведем простой пример.

Как правило, в традиционной модели освещения главная роль в гостиной отводится красивой, богато украшенной люстре, средняя высота которой  от 1 метра. Средний рост человека от 160 до 180 см. Высота потолков в панельном доме -2,5-2,6 м. Это значит, что ни один обитатель квартиры не сможет пройти из гостиной на кухню, не ударившись об эту люстру головой. Не говоря уже о том, что она не будет пропорциональна размерам комнаты, площадь которой, как правило, от 15 до 18 кв. м.

5) Классические стили «любят» богатый декор

Есть детали декора, характерные для освещения в классическом стиле в принципе. Как правило, это:

  • изящные формы (орнаменты в виде полуразвернутого свитка, s-образные формы),
  • резьба,
  • использование редких ценных материалов (сусальное золото, полудрагоценные и драгоценные камни, ткани ручной работы и т.д.)
  • хрустальные нити и подвески (как правило, в виде дубовых листочков или шара)
  • детализация и стилизация (отражает основные идеи направления: походы Наполеона и его символику – в Ампире, колонны и пилястры, вписанные в подсвечник – в неоклассицизме и рококо, обильная резьба и позолота – барокко)
  • многоступенчатость/слоистость/большое количество уровней (как правило, люстры похожи по конструкции на огромный свадебный торт)

Конечно в каждом стиле есть свои нюансы. Например, для барокко это вычурность и театральность, очень тяжеловесные декоративные, порой даже архитектурные детали. Вот пример:

Этот стиль был создан для того, чтобы производить впечатление на простых людей и использовался преимущественно в храмовых постройках, в частный интерьер заключить его крайне сложно, ему попросту не хватает места. Одна такая люстра не перегрузит помещение, только если в нем не будет больше ничего, кроме нее.  Ну или если, оно площадью в 80-100 кв. метров.

В свою очередь, вечный сосед барокко – рококо, преследует примерно ту же цель, но ориентирован уже на гражданские постройки, он не такой вычурный и динамичный, с более спокойной, пастельной цветовой гаммой, но все такой же роскошный.

В рококо линии изящнее, хрустальные подвески меньше, а подсвечники уже не напоминают мифологических персонажей.  Он гораздо более удобен для жизни. Но… не так удобен, как его еще более сдержанный временной сосед – неоклассицизм. Неоклассические предметы декора куда более скромные.

В освещении нет никакой помпезности и вычурности, но есть античное изящество и пропорциональность. Такую люстру или бра было бы приемлемо повесить в современном классическом интерьере.

Чего нельзя сказать, например, об ампире. Мы имеем в виду не сталинский адаптированный ампир, а имперский (название говорит само за себя, не правда ли?) стиль времен императорского правления Наполеона (начало XIX века).

Вот спальня самого Наполеона с отличным примером того, как должна выглядеть люстра в стиле ампир. У нее и характерная грушевидная ступенчатая форма и характерный декор в виде бронзовых позолоченных листьев, хрустальных подвесок и императорской символики. В отличие от чувственного эмоционального барокко, ампир производит впечатление холодного сдержанного величия. Вот еще несколько примеров:

Как видите, цель такого освещения, произвести впечатление не за счет динамичного декора, а за счет использованных материалов. Форма люстры достаточно сдержанная, но создана она при помощи множества хрустальных нитей, которые под светом от ламп или свечей создают невероятный эффект. А стилизованные листья повествуют о дальних походах императора.

6) Классические стили требуют к себе уважительного отношения.

Все примеры, использованные в этой публикации, из дворцов и родовых поместий. Классический стиль начинался именно с них. Это значит, что он обязывает. Что он подразумевает хрусталь, а не стекло (если он не муранское),  орех, а не пластик, сусальное золото, а не краску, художественную ковку, а не плохо спаянные детали, ручную работу, а не машинное производство. Тут мы конечно утрируем, но это действительно очень близко к истине. Классические стили очень чувствительны к ненастоящим вещам и материалам. Такие предметы будут «кричать» в интерьере. Особенно это касается освещения, потому что свет лучше всего демонстрирует недостатки.

7) Современная классика в интерьере

Разумеется, не у всех в доме найдется антикварная люстра ручной работы, изготовленная в конце XVIII века. Вероятнее всего, вы купите  современные световые приборы массового производства. Но, во-первых, это могут быть реплики, возникшие как результат осмысления той или иной эпохи, во-вторых, эти предметы должны быть выполнены по классическим канонам и из качественных материалов.

Это все вопрос отношения.  Люстра может быть и хромированной, но в ней должна сохраниться нужная эстетика и пропорции. В странах Старого Света уважительное отношение и любовь к традициям ремесла воспитываются поколениями, можно сказать, что у европейцев это в крови. И это не мешает им экспериментировать, откликаясь на вызовы современности. Большинство людей любят классические интерьеры, но далеко не все из них живут в старинных поместьях с огромной площадью. Поэтому, материалы и размеры , с которыми традиционно работали мастера, меняются, декор стилизуется, стили перемешиваются между собой, а формы преобразуются во что-то более универсальное.

Вот несколько люстр в современном исполнении от разных европейских фабрик.  В них использованы оригинальные новые материалы, они гораздо более скромного размера (но все еще слишком большого для панельного дома), но в них сохранены классические пропорции и цветовая схема, в них чувствуется классическое наследие. Поэтому они смотрятся гармонично.

Наша история, к сожалению, не всегда учила нас уважительному отношению к высокому стилю, тем не менее, как это ни парадоксально, классика никогда не теряет своей актуальности. Поэтому и для дизайнеров и для хозяев, обладающих интерьерами с историей, очень важно пропитаться этой историей, изучить ее. Поверьте, ваши комнаты всегда смогут отплатить вам сполна тем удовольствием, которое доставят вам на протяжении вашей в них жизни.

0 Shares:
You May Also Like