Интерьеры этого дизайнера максимально лаконичные, но глубоко философские, заставляющие задумываться о тайнах времени и пространства, о законах природы и роли человека во вселенной.

 

Высокий, элегантный, с безмятежной улыбкой и проницательным взглядом в 60 с небольшим лет Аксель Вервордт является одним из ведущих законодателей стиля в мире дизайна и декора. Он получил широкую известность как опытный антиквар, куратор, коллекционер и талантливый декоратор. В списке его клиентов звезды мировой величины, аристократы, известные финансисты и представители искусства.

 

 

Поддержка матери

 

Вервордт родился в 1947 году в одном из самых красивых и больших городов Бельгии – Антверпене. Отец Акселя занимался разведением лошадей, а мать активно участвовала в культурной жизни города, занимаясь меценатством, борясь за сохранение памятников искусства. В 1960-х она приобрела здание в старинном квартале Антверпена, чтобы реставрировать его и отдать в аренду художникам. Мать Вервордта стала одной из первых общественных деятелей, выступавших за восстановление исторического и культурного облика родного города.

С самого детства Аксель активно помогал своей матери. Мальчик серьезно увлекался историей искусств и реставрацией старинных вещей. Он изучал различные направления, стили известных художников и архитекторов, тонкости декора и внутреннего обустройства зданий и тонкости антиквариата. Особенно его привлекали стили Средневековья, Эпохи Возрождения и Барокко.

Уже в раннем возрасте Аксель демонстрировал хорошие художественные способности. Он старательно раскрашивал окна и стены дома. Родители поощряли увлечение мальчика. Его таланту помогали раскрываться многочисленные друзья семьи – скульпторы, резчики по дереву, живописцы, антиквары и др. Будучи подростком, Аксель не упускал возможности побывать на блошиных рынках, чтобы отыскать редкие, уникальные предметы.

 

Первые экспонаты антикварной коллекции

 

В 14 лет Аксель, взяв деньги в кредит у своего отца, отправился в Англию на настоящий большой аукцион, где приобрел много разных предметов искусства. Какие-то он удачно перепродал друзьям семьи, чтобы покрыть свой долг перед отцом, а какие-то из вещей до сих пор находятся в его обширной коллекции. К примеру, в ванной дизайнера висит портрет ганноверской принцессы, написанный английским художником 18 века Томасом Гейнсборо.

В 60-е годы у Вервордта начинает формироваться вкус и мировоззрение, которое будет в последующем влиять на его работы. Несмотря на молодой возраст, юноша неплохо разбирался в антиквариате и шедеврах искусства. Благодаря своим знаниям и отменному вкусу на аукционах ему удавалось делать удачные приобретения, которые потом он выгодно перепродавал. Но немало из старинных вещей он оставлял и для себя.

Для получения высшего образования Аксель выбирает область экономики и поступает в университет. Но учеба быстро надоедает ему, и юноша отправляется служить в национальную армию. В период службы Вервордт находил возможность и время для скупки предметов искусства и антиквариата. Постепенно к нему стали обращаться за консультацией и советами. После того, как двадцатиоднолетний Аксель выручил 50000$ за картину 1948 года, которую он приобрел всего за 2400$, он окончательно решил, что антикварный бизнес станет делом его жизни.

 

Законодатель фламандского стиля

 

Поддерживая деятельность своей матери, активно участвующей в восстановлении исторической части Антверпена, Вервордт купил дом в старинном районе и открыл там свой салон. Посетители Акселя восхищались простотой и изяществом внутреннего убранства его дома и постепенно начали просить его оформить и их интерьеры в настоящем фламандском стиле.

Аксель помимо антикварного дела стал все больше уделять время декораторскому мастерству, научился проектировать интерьеры и мебель. Но между тем идея открытия магазина никогда не привлекала его. «Выставлять мои творения на витрины – это все равно что предавать любимого друга», – любит говорить Вервордт. Вместо этого дизайнер приглашал потенциальных клиентов к себе в гости, чтобы они смогли посмотреть его работы в домашней обстановке.

 

«Полнота пустоты»

 

Большое влияние на творчество Акселя оказал бельгийский художник Джеф Верайен, относящийся к культурному движению «нулевых». Его новый способ восприятия искусства стал близок дизайнеру. Верайен призывал не просто смотреть на предмет, но и стараться чувствовать его глазами. Пустоту художник воспринимает как место, где «сущность проявляет себя, когда ничего не значит». Такая эстетика привела Вервордта к изучению даосизма и дзен-буддизма, а также квантовой физики. Философию искусства и жизни, которые вышли из этих исследований, он называет «полнотой пустоты».

Свои взгляды о природе бытия, о понятиях времени и пространства дизайнер начинает воплощать в своих работах. В них он демонстрирует парадоксальность и двусмысленность философии жизни. Сильное впечатление на него производит путешествие по Юго-Восточной Азии в начале 1970-х. Аксель увлеченно начинает экспериментировать, совмещая в одном интерьере простую деревенскую мебель с изысканными барочными аксессуарами, античными скульптурами и картинами современных художников.

 

Его пленительно минималистский декор переплетается с безмятежным чувством истории и безвременья. Восхищаясь философией дзен-буддизма, дизайнер активно включает в свое творчество предметы восточного искусства. В его интерьерах преобладают природные материалы с грубыми, необработанными поверхностями, натуральные оттенки и простые формы.

 

Красота несовершенства

 

Характерные штрихи стиля бренда Вервордта: бледные, бетонные стены, деревянные балки, массивные столы и камины, однотонная белая обивка мебели, антикварные аксессуары с обилием патины, сочетание древней скульптуры и абстрактных картин. Интерьеры дизайнера отражают простоту, безмятежность, гармонию времени и пространства. В начале 1990-х Аксель обратил внимание на футуристический стиль и стал частично использовать его в своих работах.

К знаковым проектам Вервордта относят оформление интерьеров отеля The Greenwich в Нью-Йорке. Дизайнер работал совместно с японским архитектором Татсуро Микки и в тесном сотрудничестве с партнерами отеля Роберта де Ниро и Айры Дракьер. Вдохновением для творчества Акселя стали древняя японская эстетика и промышленное прошлое нью-йоркского района Трибека, в котором расположен отель.

Пентахаус оформлен согласно философским убеждениям японского мировоззрения Ваби: красота, найденная в несовершенстве и подлинности, вместе с простыми, но духовно богатыми вещами. Среди материалов преобладают камень, сталь и натуральное дерево.

 

Семейное дело   

 

С самого начала эстетический подход Вервордта радикально отличался от его коллег-антикваров и декораторов. Он предпочитает демонстрировать арт-объекты и старинные предметы не на витринах магазина, а в домашней обстановке. Такой подход позволил завоевать дизайнеру большой успех и признание. В 1982 году на парижском биеннале антикварного искусства творения Вервордта произвели настоящий фурор, и бизнес декоратора-антиквара начал процветать.

Вместе со своей женой Май  Аксель в 1984-м покупает замок 16 века и начинает его самостоятельно реставрировать и оформлять. Не найдя нужных аксессуаров и мебели, семейная пара решается открыть собственную компанию, которая на сегодняшний день очень востребована и имеет годовой оборот более 45-50 миллионов евро. В свое время к Вервордту обращались Рудольф Нуриев, Мстислав Ростропович, Ив Сен-лоран и Юбер де Живанши. Среди сегодняшних клиентов бренда: Роберт де Ниро, Бил Гейтс, Ким Кардашьян и ее семейство, Кэльвин Кляйн и многие другие знаменитости.

Кроме декораторской и антикварной деятельности чета Вервордта регулярно организовывает выставки и благотворительные концерты, давая возможность молодым дарованиям со всего мира продемонстрировать свои таланты. Собственные галереи мэтра есть в Антверпене и Гонконге. Компания Акселя производит эксклюзивную мебель и предметы декора. Еще одна сфера деятельности бренда – недвижимость. Он проектирует и реставрирует здания. В родном городе в 2010 году дизайнер из пивоваренного комплекса построил целый жилой район Kanaal, включающий в себя офисы, частные квартирные дома и магазины. Этот проект называют «городом в государстве Антверпене».

 

Вдохновляющие цитаты Акселя Вервордта

 

 

«Меня влечет глубина, истинный смысл вещей, а не их внешний вид. Я верю в историю предметов, в их дух, а не в декоративность. Даже уродливые, на первый взгляд, вещи могут быть по-своему привлекательны, нужно лишь постараться разглядеть их красоту».

 

«Эмоциональный аспект в проектировании очень важен. Дом должен отражать образ жизни и личность его обитателей».

 

«С самого начала я ищу способ выражения внутреннего смысла предметов искусства. Я их сочетаю так, чтобы они начали жить, создавая магический момент диалога. Так миру открывается их тайна и сохраняется для будущих поколений».

 

 

«Описывая философию своего творчества, я употребляю фламандское слово «volledig» (полный), обращая внимания на полноту пустого пространства («полноту пустоты»). Эта способность понимать пустоту как пространство с энергией и чувствами прошлого, как место, раскрывающее истинную сущность».
«Меня завораживает союз и напряженный диалог между несочетаемыми предметами и культурами. Но прислушиваясь к пространству, я стремлюсь к созданию гармонии между предметами, интерьерами и их владельцами».

 

«Всю жизнь я искал вневременность в искусстве, современный дух в очень старых вещах, связь между старым и новым. Я не слишком заинтересован в эволюции. Мне нравится новое искусство, новые способы смотреть на вещи, новые детали».