Ее интерьеры не перегружены декором и яркой палитрой. Красоту и комфорт она ищет в простоте, свете и дышащем пространстве. На вопросы all4decor ответила одна из лучших дизайнеров России 2018 по версии AD Елена Зуфарова.   

 

Она создает атмосферные интерьеры, наполненные воздухом и светом. Особое значение Елена придает архитектурным деталям, мягким оттенкам, игре света и тени. Просторные помещения не кажутся пустыми и скучными благодаря продуманной планировке, многофункциональным сценариям освещения, сочетанию разных текстур, тщательно расставленным мебели и аксессуарам. Предпочтения в направлениях дизайна у Елены нет, но ей особенно близки скандинавский модернизм Алвара Аалто, метафизика Акселя Вервордта и визуальный пуризм Джона Поусона. Она считает, что стиль «должен соответствовать окружению и архитектуре, быть уместным и отражать личность заказчика».

 

По первому образованию Елена – историк, искусствовед и специалист по антиквариату. Она мастерски вписывает предметы старины в современные интерьеры, делая обстановку обжитой и уютной. Для нее важен не только портрет владельца, но и архитектура здания, его история, дух места. Своим опытом дизайнер с удовольствием делится со своими студентами, являясь преподавателем в московской школе Детали и Design Stories в Казани. Елена Зуфарова поведала all4decor о ее подходах к работе, реализованных проектах и планах на будущее.

 

Апартаменты в Москва-Сити

 

Елена, когда и почему у вас проснулась любовь к интерьерному искусству?

 

Даже трудно сказать. Мне кажется, я хотела заниматься этим всегда, но не очень могла это сформулировать. Ведь профессия дизайнера появилась в нашей стране не так давно. Наверное, когда, имея историческое образование, я решила получить какие-то практические навыки, позволившие бы работать в сфере, связанной с архитектурой и интерьерами. Тогда я и сделала свой выбор, научившись выполнять чертежи и визуализации, и пойдя работать в архитектурное бюро. Это было давно, и сейчас я не представляю себе жизнь без того, чем занимаюсь.

 

Вы преподаете на Русском курсе в школе Детали, читаете лекции в школе Design Stories в Казани, курируете дипломные проекты, участвуете в работе приемной комиссии. Помогает ли ваша преподавательская деятельность творческой? Какие главные требования вы предъявляете своим ученикам?

 

Недавно, готовясь к лекциям, я поняла, как это помогает структурировать информацию, которой очень много, а это серьезный стимул даже для себя определить, что более важно по каждой теме. Общение со студентами, конечно же, дает много положительных эмоций – ты видишь, что накопленные знания полезны для других, что ты можешь помочь раскрыть творческий потенциал – и это очень здорово. Курируя диплом, ты каждый раз как бы переживаешь новый проект, где и у тебя рождаются какие-то идеи. Студентам я советую в первую очередь искать вдохновение, никого не копируя, а лишь пропуская через себя полученные знания, делать что-то свое. И в погоне за красотой не забывать о базовых вещах, на которых строится наша работа.

 

Необычная картина в декоре

 

В ваших интерьерах много воздуха и пространства. Например, проект квартиры в апартаментах в ЖК ОКО Москва-Сити. Несмотря на большую площадь и простор, вам удалось сохранить уют и мягкость. Каких ошибок советуете избегать в оформлении больших помещений?

 

Эти апартаменты предполагались именно для отдыха заказчика во время его приездов в Москву, поэтому ощущение комфорта было на первом месте, это и диктовало выбор формы и фактуры предметов, зонирование пространства. Также главным было – оставить потрясающий вид на город, который должен был стать доминантой в этом интерьере. И, конечно, ощущение воздуха и пространства – это то, к чему я стремлюсь, оформляя любые интерьеры, независимо от размеров и стилистики, ведь свет, воздух и ощущение грамотно выстроенного пространства – самое важное.

 

Мне кажется, главное правило в оформлении больших помещений – это в первую очередь сделать правильное зонирование, ведь в больших открытых пространствах на первый взгляд разместить все проще, однако есть опасность, что интерьер «развалится», или будет перегружен, и заказчику не будет в нем комфортно.

 

Декор в московской квартире

 

Какой этап в работе над проектом вам больше всего нравится и почему?

 

Это разработка планировочного решения. Архитектура пространства задает атмосферу интерьера – будет ли ваш заказчик «парить» по своей квартире, как ему и хотелось, всегда ловить красивый вид из окон, или визуально и физически натыкаться на ненужные углы и предметы. Все это зависит в первую очередь от грамотного плана. Интересно находить решения непростых узлов, разрабатывать красивый ордер именно для этого конкретного пространства. Ну и итоговый выбор цвета на объекте, когда все кругом белое, и можно увидеть, как конкретный цвет «живет» в конкретном пространстве – это чудо.

 

Ретро-элементы в современной обстановке

 

Назовите три ваших главных приоритета в выборе цвета. Какие оттенки преобладают в вашем доме?

 

Первое – смотреть на освещенность помещения, какие окна, куда они выходят, как идет по дому солнце. Далее смотрим на заказчика – не только на то, какие цвета он любит, но и какие цвета ему идут, в одежде, например, какой оттенок более выгодно подчеркивает его внешность. Ведь он должен видеть себя красивым в своем интерьере. И третье – почувствовать цвет, который идет данному помещению. Может это неправильно, но я полагаюсь на ощущения от пространства, я чувствую, какой цвет лучше использовать в данном случае.

 

Я не сторонник открытых цветов или чисто белого цвета – скорее припыленных оттенков голубого, зеленого. В моем доме есть сложный цвет, который называется Dusk – сумеречный, кому-то он может показаться серым, а когда светит солнце, в нем есть и лиловый оттенок, и коричневатый, и пыльный розовый – и это удивительно.

 

Спальня в серых тонах

 

Для своих проектов вы нередко используете мебель, разработанную по вашим собственным эскизам. Расскажите об этой области вашей деятельности. С какими материалами предпочитаете работать? Ориентируетесь ли вы на современные мебельные тренды или придерживаетесь исключительно собственного стиля?

 

Разрабатывать мебель для конкретного интерьера всегда интересно, т.к. такие предметы наравне с предметами искусства, винтажными или антикварными, придают индивидуальность интерьеру. Я люблю работать с деревом: зачастую просто меняя направление расположения шпона, можно добиться интересного декоративного эффекта. Я не ориентируюсь специально на существующие тренды. Хотя, мне кажется, когда мы со всех сторон окружены информацией, мы не можем не использовать в своем творчестве какие-то актуальные тенденции.

 

Ваза с цветами

 

Как часто вы участвуете в разных конкурсах, соревнованиях, тендерах? Насколько нужны дизайнеру такие мероприятия, и в каких вам хотелось бы поучаствовать?

 

Нечасто, поэтому мне сложно оценить нужность их для дизайнеров. Недавно наш с Диной Масленниковой проект участвовал в Russian Project 2018, организованном журналом «Интерьер+Дизайн». Это было волнительно и очень приятно, что мы попали в шорт-лист по итогам интернет голосования. Во мне очень мало духа соревнования, поэтому я не очень стремлюсь к участию в конкурсах.

 

Узкая кухня

 

Дизайн квартиры в центре Москвы, созданный вами, назван одним из лучших в 2018 году, по версии AD. Интерьер получился светлым, мягким, с легкой ноткой ностальгии о 60-70-х годах прошлого столетия. С какими сложностями вы столкнулись, сочетая элементы старины и современности?

 

Сложность была в том, чтобы вписать имеющуюся коллекцию старинных вещей, в более «молодую» живопись, при этом не превратив квартиру в музей, и оставив много воздуха, который был основным пожеланием заказчицы. Но как раз это и удалось решить с помощью более современных предметов обстановки, которые создали необходимый баланс и уравновесили предметы разных эпох. Это особенно важно, учитывая небольшую площадь помещения. Создалось ощущение, что в квартире давно живут: предметы из разных эпох появлялись в ней постепенно, и каждый нашел свое место.

 

Узорчатая ниша в спальне

 

С кем из мэтров дизайна и декораторского искусства вы бы с удовольствием поработали?

 

Если бы я могла заглянуть из нашего времени в студию Алвара Аалто и увидеть, как идет работа – это было бы прекрасно. Но это совершенно неосуществимо. Конечно же, есть современные архитекторы и дизайнеры, чье творчество не может оставить равнодушным: Аксель Вервордт, Джон Поусон, Сантьяго Калатрава, то, что делает Жозеф Диран или Винсент ван Дуйсен – на самом деле мой список может быть длинным.

 

Поделитесь вашими планами на 5-10 лет.

 

Хотелось бы сделать еще много прекрасных интересных проектов, наполненных искусством, и попробовать заняться оформлением общественных пространств – очень интересно было бы оформить отель.