“Декан интерьерного дизайна“, “великий учитель“, “икона“, “трендсеттер“, “законодатель вкуса“, “патриарх американского дизайна“… – все эти громкие звания Альберт Хэдли получил вполне заслуженно, оставив весомый след в развитии мирового декораторского искусства.
Содержание статьи
Как Пабло Пикассо в живописи, Антонио Гауди в архитектуре или Кристиан Диор в области моды, Альберт Хэдли стал великим новатором и революционером в мире декора интерьеров. В списке его знаменитых клиентов: Жаклин Кеннеди, Уолтер Бентли, семейство Рокфеллеров, Оскар де ла Рента, Эдгар Бронфман, Альберт Гор, Брук Астор и многие другие мировые знаменитости.
Секрет успеха Хэдли – в его умении тонко прочувствовать внутренний мир владельца интерьера и талантливо соединять викторианский комфортный шик с современной графичностью и легкостью. Он обладал тем неповторимым чувством «золотой середины», которая превращала его интерьеры в настоящие шедевры.
Магия черно-белого кино
18 ноября этого года Альберту Ливингстону Хэдли исполнилось бы 96 лет, но онкологическое заболевание унесло его жизнь в марте 2012–го. Он родился в Спрингфилде (штат Теннеси) в семье владельца торговой фирмы и домохозяйки. Они частенько переезжали, и каждый раз им приходилось заново создавать уют и эстетику родного дома с учетом атмосферы той или иной местности.
Молодой Альберт с детства проявлял интерес к моде, кино и дизайну. Он любил помогать матери и старшей сестре Элизабет в украшении дома. На формирование его вкуса и творчества особую роль оказали черно–белые голливудские киноленты. По словам мастера, они отлично развивали фантазию и воображение – можно было мысленно добавлять красок в интерьеры, одежду и пейзажи фильма.
Дело всей жизни
Свою будущую профессию Альберт определяют уже в 13. Окончив среднюю школу, он два года изучает основы дизайна в колледже Нэшвилла. Здесь его работы заинтересовали настоящего гуру декораторского искусства того времени А. Герберта Роджерса. И Хэдли становится младшим помощником мэтра, приобретая в процессе сотрудничества отменную клиентскую базу. За несколько лет Альберт достигает уровня профессионального VIP декоратора.
В 1947 году после окончания Второй мировой войны он поступает в знаменитую нью–йоркскую школу искусств и дизайна Парсонс. И на талантливого студента Хэдли обращает внимание президент учебного заведения, а впоследствии директор по дизайну в компании Тиффани – Ван Ден Труэкс. Благодаря ему Хэдли освоил новое поприще в качестве преподавателя, оставшись после защиты диплома учить своему мастерству студентов Парсонса. Многие его ученики – ныне талантливейшие и известнейшие декораторы (Банни Уильямс, Мэриэтт Хаймс Гомес, Томас Джейн, Дэвид Истон, Кирилл Истомин) – до сих пор с благодарностью вспоминают его уроки. Немалый опыт в дизайнерском деле Хэдли получает в середине 1950–х годов, работая у Элеоноры Браун в самой известной декораторской компании в США – McMillen.
Роковая молния
Несмотря на престижное место работы и успешные проекты, главное дело Хэдли было еще впереди, и началось оно со знакомства с Дороти Мэй Кинникут – женой Генриха Пэриша II. Эта знаменательная встреча состоялась благодаря бывшему боссу Альберта – директору школы Парсонс Ван Ден Труэксу. Дороти тоже серьезно увлекалась искусством декора и искала себе партнера по бизнесу, которым впоследствии и оказался Хэдли.
Когда он впервые переступил порог дома Дороти, она вышла к нему в черном, шерстяном платье и попросила Хэдли застигнуть ей молнию. Некоторые знатоки интерьерного дизайна и творчества Альберта утверждают, что с этой молнии и началась великая веха в области американского и даже мирового декораторского искусства ХХ века.
Гармония контрастов
Дебютный совместный проект Альберта и Дороти – обустройство зала для завтраков в доме американского президента Джона Ф.Кеннеди. Большую часть работы проделала госпожа Пэриш. По словам Хэдли, ему была предоставлена честь выбрать для помещения занавески. Однако опыт он получил огромный. Его скрупулезность, ответственность и творческое чутье пришлись по вкусу Дороти, и уже через два года Хэдли уже работал с ней в качестве полноправного партнера в ее компании Sister Parish.
Они удивительно дополняли друг друга: ей нравилось полагаться на инстинкты, на женскую интуицию и собственный вкус, а он всегда опирался на теорию, знание истории и искусства, строгое планирование. Эта удивительная игра контрастов выливалась в результате в цельную гармоничную картину, которой невозможно было не любоваться. Тандем Дороти и Альберта долгое время оставался одной из лучших компаний Америки в области декораторского искусства. Они успели поработать для известнейших личностей в мире политики, финансов и шоу–бизнеса: семьи Рокфеллера, Кеннеди, Асторов, Онассис, Грюнвальд, де ла Рента, Сойер и др. Но в 1994–м миссис Пэриш не стало…
Одиночное плавание
После смерти Дороти ее компанию Parish–Hadley возглавил Альберт, но через пять лет он ушел в независимое творчество и открыл фирму под собственным именем Albert Hadley Incorporated. Он продолжал декорировать интерьеры и преподавать в Парсонсе практически до самой смерти. Без миссис Пэриш было грустно и одиноко, но это никак не сказалось на авторитете и успехе самого Альберта. Среди его благодарных клиентов: Марк Цукерберг, Опра Уинфри, Билл Гейтс и многие звезды американской политики и эстрады. Попасть к нему на встречу было не так–то просто.
Один из самых ярких проектов Хэдли – публичная библиотека на нью–йоркской Парк–авеню. Тщательно продуманные материалы мебели, положение книг, текстиль, декор стен и аксессуары в единстве создают настоящий шедевр интерьера. Благодаря мастерству Хэдли библиотека стала образцом декораторского искусства и примером для подражания молодому поколению дизайнеров со всего мира.
Знавшие Альберта лично, вспоминают о нем с огромным уважением. Многие отмечают его удивительную способность оставаться верным истокам и одновременно учитывать современные тенденции в дизайне.
Альберт великолепно преподавал, но и никогда не переставал учиться сам, постигая все новые и новые области декораторского дела. Он верил, что красивая обстановка –это больше, чем просто картинка, она “может оказывать благоприятное влияние на жизнь“.
Вот еще несколько знаменитых высказываний мэтра:
О задачах декоратора
«Суть декорирования – не в создании декораций и не для привлекательной фотографии в журналах, а в том, чтобы создать качество жизни и красоту, питающую душу“.
«После того как конструкция надежно закреплена, добавляется украшение. Декорирование – окончательное завершение».
«Чтобы интерьер удался, проектировщик должен придумать концепцию и придерживаться ее».
«Забудьте о планах этажей. И расставляйте мебель так, как вам комфортно, и где это будет выглядеть лучше всего».
Об ошибках
«Большинство начинающих декораторов стараются изобрести колесо, что в итоге получается весьма сомнительно. Они стараются создать то, что до них никогда еще не делали. И чаще всего это происходит без соблюдения прав, без точных знаний и без хорошего вкуса. Декораторы должны учитывать опыт прошлого и хорошо разбираться в терминологии».
«Те, кто занимается декором должны помнить о том, что нельзя демонстрировать заказчику сразу большое количество красивых вещиц – в этом–то и есть подводный камень».
«Нужно всегда учитывать потолки. Ими чаще всего пренебрегают при декоре комнаты“.
О клиентах
«Дизайнеру, не всегда удается достичь желаемых результатов, из–за того, что есть некий конфликт или отсутствие взаимопонимания с заказчиком. Долг дизайнера – быть ориентиром для клиента и помочь ему найти лучшие соотношения качества».
«Я считаю, что с образованными заказчиками гораздо проще работать. Клиенты с навыками в области декора и способностями выражать желаемое от проекта, могут облегчить работу декоратору».
О вещах
«Мы все по своей природе коллекционеры. Но если говорить о правилах жизни, то где–то обязательно должен быть знак остановки. Создание коллекции требует сильного устава и способности к сопротивлению».
«Бежевый – отличная ставка, это оттенки слоновой кости, камень, крем, это тост, кофе со взбитыми сливками. Это очень хорошо, волшебно».
О стиле
«Чутье – примитивная разновидность стиля. Считаю его врожденным, ему нельзя научить. Его можно отполировать, сделать утонченным. У человека с талантом, навыками теории конструирования и самодисциплиной есть потенциал, чтобы стать выдающимся дизайнером».
«Превратите ваш дом в максимально удобный и красивый, а после добавьте в него жизни. Больше жизни, чем декора».
О дизайне и дизайнере
«Смысл интерьерного дизайна заключается в людях и в их образе жизни. Он – о реалиях, делающих среду красивой, цивилизованной, значимой, а не только о моде или о том, что вне или в».
«Дизайн – в дисциплине и реальности, но не в фантазии за гранью реальности»
«Хороший дизайнер всегда умеет объяснить свои задачи и цели, имея в виду тот факт, что художественное оформление – не взгляд, а больше точка зрения».
«Дизайн вступает в конфликт со своим реальным образом жизни, со своим реальным местом в мире. Комнаты не нужно объединять только для показа, а прежде – для удобства».
«Хороший декоратор – не только схемы и планы. Он также осведомлен, как это сделано».
«Слишком много того, что происходит для дизайнера сегодня – театр. Это та вещь, которая должна быть эксцентрична».
О свете
“Среди множества способов освещения интерьера дизайнер обязан быть крайне осторожным и не перебарщивать со светом. Иначе на этом дизайнер может и попасться».
«Дизайн определяет не только цвета и тени, но и освещение имеет в нем огромное значение».
“Освещая комнату, мы нацелены на то, чтобы уйти от уныния и получить достаточное количество света, для ощущения счастья“.
О взгляде и видении
«Все стоит недешево, однако наметанный глаз всегда обнаружит очень приятные вещи за разумные деньги»
«Дизайнер должен уметь видеть – сделать концентрированное усилие и прочувствовать суть самого проекта. Большое количество людей «глядят»на вещи, но ничего не могут в них «разглядеть». Взгляд – штука эмоциональная, а видение – это всегда интеллектуальный процесс».