Его называют одним из основоположников мирового промышленного дизайна. Он умел проникать в самую суть предметов, видеть их потенциальные возможности и превращать их в настоящие шедевры дизайнерского искусства на все времена.
Кастильони был важной частью золотого поколения талантливых итальянцев, которые подняли национальный дизайн на новый уровень и способствовали возрождению своей страны после Второй мировой войны. Акилле – один из основателей Ассоциации промышленного дизайна (ADI) и главный герой многочисленных изданий Миланской триеннале. Его работы выставлены в ведущих музеях мира и представлены в качестве образцов в энциклопедиях и учебных пособиях. В 2018-м ему могло бы исполниться 100 лет, но в 2002 году маэстро покинул этот мир, оставив великое наследие в итальянском и мировом дизайне.
Творческое братство
Он появился на свет 16 февраля 1918 года в Милане и был третьим ребенком в семье скульптора Джаннино Кастильони. Отец отдал его в лицей Джузеппе Парини, где мальчика обучали классическим наукам, а затем в лицей ди Брера, где Акилле осваивал навыки живописи и искусства. Два его старших брата – Пьер Джакомо и Ливио – стали архитекторами и в 1938 году организовали собственную студию. После окончания архитектурного факультета Миланского политехнического университета Акилле к ним присоединился.
Семейное трио экспериментировало в области промышленного дизайна, исследовало «новые» формы, методы и материалы, стремилось к реализации «целостного» процесса проектирования. Одна из значимых архитектурных работ братьев Кастильони – реконструкция миланского дворца изящных искусств (Palazzo della Permanente), который был частично разрушен в годы Второй мировой войны. В сфере предметного дизайна особенно известны такие работы братьев, как: обеденный стул Lierna из лакированного дерева с фанерным сидением и дугообразный торшер Arco на мраморном основании – рекордсмен по количеству подделок.
В начале 50-х трио покинул Ливио и шефство над компанией взяли Пьер Джакомо вместе с Акилле. Свое сотрудничество они называли «гармоничным симбиозом: два тела с одной головой». В период их совместной работы было осуществлено много знаковых проектов и по-настоящему культовых предметов дизайна: кресло Sanluca, табуреты Mezzadro и Sella, радиола RR126, настольная лампа Snoopy, светильник Taccia и др. Но в 1968 году Пьер Джакомо умер, и руководство студии Кастильони переходит к Акилле.
Достойный продолжатель традиций
Младший брат оправдал доверие семьи и более чем достойно продолжил развитие бренда. С ним сотрудничали ведущие компании мира по производству приборов освещения, мебели и предметов интерьера: Kartell, Flos, Zanotta, Siemens, Bernini, Poggi, Arflex, Ideal Standard, Lancia, Alessi, Knoll и др. Объекты под авторством Кастильони можно было встретить во многих уголках планеты. Творения мастера отражали становление не только итальянского, но и мирового дизайна второй половины ХХ века.
Акилле были подвластны все области предметного дизайна и архитектуры. Он разработал стулья и столы, пепельницы и вешалки-камердинеры, светильники и книжные шкафы, школьные парты и больничные кровати, посуду и столовые приборы, раковины и унитазы, кофемашины и дозаторы пива, ручки и открывашки для бутылок, частные дома и музеи. Среди значимых его работ: лампа Parentesi, пепельница Spirale, стол Cumano, наручные часы Record, книжная полка Joy и др.
В начале 80-х с большим успехом прошли персональные выставки Акилле в Вене, затем в Берлине, Париже и еще в нескольких крупных городах Европы. Талантливому дизайнеру девять раз вручали награду Compasso d´Oro – «итальянский оскар» в области промышленного дизайна. Работы Ахилла Кастильони были представлены на престижной выставке MoMA в Нью-Йорке. В 1987 он получил почетную степень по дизайну в Королевском колледже искусств в Лондоне, и еще одну – в Миланском политехническом университете в 2001 году.
Из частей в целое
Большинство творений Акилле созданы из обычных материалов и предметов, вдохновленных привычными вещами и явлениями. К примеру, культовый торшер Arco навеян маэстро образом уличного фонаря, а внешний вид лампы Snoopy напоминает нос одноименного героя комиксов. Кастильони был внимательным наблюдателем и коллекционером практичных, функциональных вещей. Он тщательно изучал их структуру, механизмы и материалы, а затем интерпретировал их в своих проектах.
Акилле выступал за дизайн вне времени и был против гонки за трендами. «Дизайнеру не нужно быть модным», – отмечал Кастильони. – Хороший дизайн должен быть актуальным в течение длительного времени, пока он не износится». Несмотря на любовь к иронии, он не называл свои творения забавными: «Вы часто слышите, что дизайнерский продукт должен быть забавным, но какого черта он должен быть забавным? Это должно быть полезно!».
Еще одна особенность творческого подхода Кастильони – отсутствие лишних деталей. Его метод заключается в том, чтобы удалить все ненужное и «найти знак минимума или форму минимума, необходимую для выполнения основной функции, когда меньше уже невозможно сделать». По мнению Акилле, в предметах не должно быть ничего избыточного и бесполезного, а только все самое необходимое, но при этом не лишенное эстетики и стиля.
Великий учитель
Еще в 1969 году Министерство образования Италии уполномочило Акилле преподавать «Художественный дизайн для промышленности» в Туринском политехническом университете, а с 1980 года он стал профессором факультетов архитектуры и дизайна в Миланском университете. Кастильони успевал сочетать дизайнерскую и преподавательскую деятельность с научно-критической, публикуя в различных журналах обзоры и статьи о дизайне.
На свои занятия Акилле приносил самые разные вещи, которые он приобретал на блошином рынке, в сувенирной лавке, магазинах или просто находил на улице. В течение всего урока студенты и маэстро размышляли о том, что может получиться из обычного переносного стакана, механической куклы, газовых баллонов и пр. Дизайнер учил видеть скрытые возможности объектов и находить способы их оптимального преобразования без лишних деталей. Нередко из совместных рассуждений с учениками выходили новые хиты дизайна: например, кресло Moroso, которое Акилле создал в соавторстве с Ферручо Лавиани.
Кастильони вырастил целую плеяду успешных профи. Среди его учеников такие знаменитости в мире дизайна, как: Патриция Уркиола, Мишель де Лучи, Константин Грчич. Их творения отличаются высокой функциональностью, эстетикой, необычными формами и легкой иронией, что было свойственно изделиям маэстро. В 1980 году большой архив исследований в области архитектуры и дизайна, проведенных Акилле вместе с его братом Пьером Джакомо, был приобретен Пармским университетом.
Студия-музей
Сегодня бывший офис Кастильони на Пьяцца Кастелло 27 в Милане – это музей и культовое место для почитателей творчества Акилле и дизайнерского искусства. Домом маэстро заведуют его дочь Джованна и его жена Ирма. В этом офисе родились некоторые из величайших шедевров современного дизайна. Творения Акилле часто связаны с историей его семьи: лампа для дочери-любительницы комиксов о Снупи или удобное кресло Sanluca для жены, у которой болела спина.
Визит в дом-музей Акилле обычно начинается с «мастерской» – большой комнаты, выложенной деревянными полками, которая больше похожа на столярную мастерскую, чем на офис архитектурной фирмы. Это было место для экспериментов и бесконечного креатива. Акилле любил устраивать «мозговой штурм» для своих домочадцев и друзей, чтобы послушать мнения других, поиграть с идеями и уловить самую важную. Огромное зеркало в его кабинете остается именно под тем углом, который позволял ему наблюдать за посетителями и своими помощниками, не покидая своего стола.
За более 60 лет творчества Акилле создал 306 объектов промышленного дизайна, около 200 архитектурных проектов, 400 временных экспозиций для выставок, а также фотографии, технические чертежи и бесчисленные бытовые предметы, собранные со всего мира для изучения. Кастильони называл их «анонимными шедеврами». В 2018 году в честь 100-летия дизайнера его соотечественники сняли документальный фильм «Все из ничего».
Известные высказывания Акилле
«Дизайнер должен быть любопытным и наблюдать за ежедневными жестами и обычными формами, чтобы понять, что он может сделать что-то по-другому».
«В дизайне и предметах должна быть ирония. Я вижу вокруг себя профессиональную болезнь – воспринимать все слишком серьезно. Один из моих секретов – постоянно шутить».
«Нет такого понятия, как стиль Кастильони, есть только метод Кастильони».
«Работа дизайнера – это синтез, который выражает общие усилия. Особенность дизайна заключается в непрерывном отношении между несколькими игроками, от предпринимателя до работника на заводе”.
«Хорошие дизайнерские проекты никогда не исходят из стремления оставить свой след, но из желания построить отношения с неизвестным конечным пользователем».