Он не представляет дизайн без искусства, но никогда не начнет работу без тщательных расчетов и планирования. Игорь Куркин – многогранный талант и настоящий профи с более чем десятилетним успешным опытом в интерьерном дизайне.   

 

Про таких людей говорят, что у них по 25 часов в сутки: помимо создания интерьеров Игорь успевает заниматься предметным дизайном, выступать с докладами на международных выставках, вести собственный блог, курсы дополнительного образования и оставаться действующим членом «Союза дизайнеров и архитекторов России». В Игоре удивительно сочетаются строгость, техничность, самодисциплина с тонким художественным чутьем и страстью к экспериментам. Он не привязан к какому-либо направлению в дизайне, но среди его фаворитов – французский модерн, неоклассика, эклектика и индустриальный стиль. Главное для него – получить эстетическое удовлетворение от собственной работы и выполнить задачу как минимум на 100%.

 

Проекты Игоря украшают ведущие профильные издания по дизайну и интерьеру. В 2018 году он выпустил три авторские предметные коллекции и вошел в сотню лучших архитекторов и дизайнеров России по версии AD. Игорь рассказал all4decor о становлении его творчества и подходах к работе, поделился мнением о развитии российского и мирового дизайна интерьеров, дал наставления новичкам.

 

Гостиная со шкурой зебры

  

Игорь, что побудило вас отказаться от успешного бизнеса в области коммерции и целиком отдаться дизайну? Какой была отправная точка вашего творчества?

 

Дело в том, что я увлекался дизайном интерьера еще с детства, хотя в семье никогда не было представителей творческих профессий. Я родился в семье потомственных военных: дед – маршал войск связи, заместитель министра обороны СССР, отец – полковник. Родители не видели для меня иного пути кроме службы в рядах вооруженных сил. Но 90-е годы изменили всё: мама инженер-химик ушла из науки и стала заниматься коммерцией, и я, еще учась в школе, стал частью развивающегося семейного бизнеса. Свои первые заработанные деньги я потратил на переделку собственной комнаты в нашей семейной квартире. Однако после школы мне захотелось большей личной свободы, и я покинул родительский бизнес и ушел работать в туристическую компанию, что дало мне возможность путешествовать и быть абсолютно независимым и самостоятельным.

 

Вернувшись через два года в Россию, я занялся своим бизнесом и озаботился получением высшего образования. Дальше появилось первое личное жилье, которое я обустроил по своему вкусу. Видимо опыт оказался удачным, и ко мне за советом по обустройству своих жилищ стали обращаться друзья и знакомые. Потихоньку друзья сменились совершенно незнакомыми людьми, и консультации относительно интерьера и строительства стали занимать меня все больше и больше. Решающим фактором в пользу смены сферы деятельности стало знакомство с Анной Эрман, работами которой я всегда восхищался. В то же время мне поступило первое предложение о сотрудничестве на коммерческой основе. Взявшись за свой первый коммерческий проект, я понял, что это то дело, которым я хотел бы заниматься всю жизнь.

 

Комната в синих оттенках

 

Вам посчастливилось получить профессиональное образование в Милане. Итальянский дизайн ценится во всем мире за его эстетику и функциональность. Чему еще стоит поучиться у итальянцев?

 

По поводу образования, я считаю: очень важна насмотренность, умение подмечать мелочи, объемное видение пространства и умение представить не интерьер, а взаимодействие пространства и человека. Относительно итальянского дизайна интерьера скорее есть, чему поучиться у французов и шведов. Английская современная интерьерная школа подчас интереснее итальянской, но итальянцы отличные коммерсанты и промоутеры.

 

Итальянский предметный дизайн «впереди планеты всей», им вообще интересна маркетинговая стратегия – «дизайн на экспорт». У моих российских коллег и у меня пока иной этап развития, мы больше думаем о творческой, чем о коммерческой составляющей. И поучиться у итальянцев нужно соблюдению баланса между искусством и бизнесом.

 

Розовая ваза

 

Вы предпочитаете работать над проектом в одиночку. В чем преимущества такого подхода? Как вам удается все успевать и контролировать?

 

Работа в одиночку, скорее, от неумения делегировать полномочия и гиперответственности перед заказчиками, но я учусь привлекать узкопрофильных специалистов и текущие проекты веду уже не один, а с командой помощников. Контроль в одиночку – непозволительная роскошь, если в работе более пяти текущих проектов. Для сохранения авторской составляющей просто необходимо передавать технические функции соответствующим специалистам.

 

Минимализм на кухне

 

Помимо интерьеров вы занимаетесь предметным дизайном. Расскажите об этой области вашей деятельности. С какими материалами предпочитаете работать, каких принципов придерживаетесь? Что, на ваш взгляд, будет востребовано в области предметного дизайна в будущем?

 

Предметный дизайн – это логическое продолжение основной профессии, так как почти невозможно создать авторский интерьер, используя лишь серийные изделия. Очень люблю работать с металлом, и наиболее успешные мои предметы были созданы из него. В будущем, по-моему, как и сейчас, будет важно не только, как выглядит предмет, но и как он работает. Уже сейчас искусственный интеллект способен создавать уникальный дизайн, но без человеческой доработки не обходится. Будущее за интуитивным дизайном, не нуждающимся в инструкции.

 

Авторский светильник

 

Вы регулярно читаете лекции и участвуете в мастер-классах в рамках программы «Доступное образование дизайнерам». Кому адресованы эти курсы – профессионалам или любителям? Как опыт преподавания влияет на ваше творчество?

 

Я не применяю к себе слово “преподаватель”, я делюсь сугубо личным опытом и собственными наработками. Предпочитаю выступать для профессиональной аудитории. От выступлений получаю массу положительных эмоций, если чувствую вовлеченность аудитории. При обсуждении частных случаев с коллегами нахожу интересные практические решения для собственных проектов.

 

Зонирование этажеркой

 

С каждым годом в России растет интерес к интерьерному дизайну. Многие люди получают дополнительное образование и полностью меняют свою деятельность. Всем ли стоит так рисковать? Ведь успешными становятся лишь единицы. Кому не стоит заниматься дизайном?

 

Дизайном точно не стоит заниматься тому, кто воспринимает эту работу, как способ легко заработать. Еще хуже, когда считают, что эта работа легка и непринужденна, состоит из вечеринок и праздников. Как правило, сторонние наблюдатели видят лишь малую, парадную часть работы дизайнера, которую наивно считать главной составляющей профессии.

 

Светильники

 

С какими проблемами дизайнерам приходится сталкиваться чаще всего, создавая проекты в многоквартирных домах? Как добиться эксклюзивного результата, если менять планировку нельзя?

 

Не всегда стоит задача создать эксклюзивный, уникальный дизайн. Чаще заказчик хочет получить современный, комфортный интерьер за адекватные деньги. А уже задача дизайнера – сделать эту работу в авторском уникальном стиле, не противоречащим желаниям заказчика. В типовом жилье работать и легко, и сложно одновременно, ведь строгие рамки планировочных ограничений позволяют подключить скрытые декораторские ресурсы. Моё личное ноу-хау – не противоречить архитектору, ведь в планировке соблюдены все необходимые нормы и правила.

 

Дизайн коридора

 

Посоветуете молодым дизайнерам, как правильно заявить о себе и найти заказчиков?

 

Главное – не противоречить себе, создавать то, что на 100% устраивает автора. Относитесь к каждому проекту, как к единственному, способному либо прославить, либо уничтожить карьеру.

 

Гостиная с головным убором индейца

 

Без чего вы не мыслите идеальный интерьер? Назовите главные акценты, присутствующие в оформлении вашего дома.

 

Для меня не существует интерьеров без искусства. Искусство – душа дома.

 

Интерьер прилавка в магазине

 

Вы в профессии уже более 10 лет. Изменился ли, на ваш взгляд, российский интерьерный дизайн с начала 2000-х? Что уже сделано, а над чем предстоит еще поработать?

 

Изменения колоссальны. Дизайн стал боле профессиональным. Выросло новое поколение дизайнеров с высоким уровнем образования и насмотренности. Осталось лишь одно и самое главное – найти наш уникальный Русский стиль, национальную дизайнерскую школу.

 

>