Ее интерьеры завораживают гармоничной палитрой, удачно подобранными деталями, выверенными линиями и формами. Чувствуется рука настоящего профессионала, преданно влюбленного в искусство и в свою работу.
Содержание статьи
Уже не первый год журнал «Architectural Digest» называет Киру Чувелеву одной из 100 лучших дизайнеров России. Большинство ее работ можно увидеть в авторитетных российских и международных изданиях («Seasons», «AD», «Мезонин», «Andrew Martin Design review», «Trends Home Magazine» и др.). Она часто появляется на публике, участвует в телепередачах о ремонте и дизайне, читает лекции на тематических семинарах, конференциях и выставках.
Главный источник вдохновения Киры – заказчик: его образ, личность, характер. Каждый раз со знакомства с ним для нее начинается совершенно новая история, не похожая на предыдущие. Ее отличает умение погружаться во внутренний мир человека и тонко улавливать его эмоции и желания, чтобы деликатно и гармонично отразить их в интерьере. Ее работы – не разовый продукт для красивой картинки. Одна из ключевых задач Киры – создавать уютное и приятное пространство, в которое хотелось бы возвращаться снова и снова. Специально для All4decor.ru она ответила на несколько вопросов о своем творчестве, авторском стиле и ошибках молодых дизайнеров.
Кира, вам в начале карьеры удалось поработать в одной из авторитетных компаний в мире российского дизайна – студии Артемия Лебедева. Как этот опыт повлиял на вашу дальнейшую деятельность?
Это был весьма значимый период в моей жизни, можно сказать, – второй университет, где я смогла своими глазами увидеть труд творческих людей и их руководителей. Это по-настоящему вдохновляет. После студии Лебедева я уже не смогла работать в обычной компании и пошла учиться в школу «Детали» на дизайнера интерьеров. И там, и там очень важна атмосфера и сотрудники.
За вашими плечами немало успешно реализованных телевизионных проектов. Чем отличается работа на публике от обычной дизайнерской практики? И что для вас сложнее?
Работа для телевидения – это в некоторой степени отдых, потому что многие вопросы решает слаженная команда профессионалов. Плюс никто не ограничивает тебя в творчестве и есть возможность чуть больше выразить свои идеи, в отличие от работы с реальными клиентами, где больше ограничений. Хотя и на телевидении проекты сделаны под героев, с которыми я довольно детально все обсуждаю на встрече перед началом проекта. Мне важно, чтобы интерьер им соответствовал.
В портфолио каждого дизайнера есть проекты, которыми он особенно гордится. Есть ли такие у вас? Расскажите немного о них.
Я люблю каждый свой проект, потому что работа над ним занимает довольно продолжительное время. Со многими клиентами мы остаемся в теплых отношениях. Один из любимых – это дом с тосканскими мотивами в пригороде Москвы, который выиграл престижную награду 5-звезд European Property Award, и я летала на вручение в Лондон.
Вы работаете со многими стилевыми направлениями. Какие из них вам наиболее близки? Назовите три главные черты вашего авторского стиля.
Первое – максимально почувствовать заказчика, найти идею, отражающую будущий дух его дома. Второе – расширять его видение, предлагать по возможности нетривиальные решения. И третье – сопровождать проект до его полного воплощения. Если мне хочется остаться в этом доме, значит, проект удался.
Первая встреча с заказчиком – очень ответственное мероприятие. Какие главные вопросы вы задаете заказчику при встрече? Что помогает вам понять концепцию проекта?
Это на самом деле непросто. Стараюсь спрашивать обо всем, особенно если заказчик готов рассказывать: откуда он родом, что для него важно. Я слушаю и пытаюсь услышать то, о чем он говорит с теплом в голосе, обращаю внимание на одежду, потому что это тоже своего рода «культурный код»: кто-то любит полосочки, а кого-то от них трясет.
С каждым годом интерес к интерьерному дизайну растет. Вдохновившись передачами и журналами о ремонте, многие люди решаются на самостоятельную переделку дома. Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего допускают новички в дизайне? И что бы вы им посоветовали?
Первое – это навести справки о том, что сколько стоит. К сожалению, дизайн – не самое дешевое удовольствие, если делать все «по уму». Хорошо бы сначала присмотреть мебель, прицениться к столярным изделиям и сантехнике. Часто при планировании бюджета упускают стоимость замены оконных конструкций, и потом это существенно сказывается на финансировании.
Новичкам я бы посоветовала по мере возможности поиграть в дизайнера. Начать лучше с того, чтобы заказать планировку и размещение электрики хотя бы какому-то фрилансеру, или самостоятельно начертить, чтобы понимать габариты мебели, которая встанет в пространстве. И в дальнейшем не просто выбирать отдельные предметы, а взять образцы, сделать выкрасы краски или кусочки обоев, напольного покрытия и сложить все вместе перед заказом.
Ну и готовая мебель российских компаний все еще оставляет желать лучшего, особенно для детских комнат. Тут лучше или прибегнуть к помощи столярных производств либо запастись терпением, но не хватать первое попавшееся с яркими ламинированными поверхностями каких-то сомнительных форм.
Еще когда ремонт окончен, пожалуйста, не забывайте о коврах и том, что стены можно украсить не только настоящими картинами, но и крупными постерами, какими-то объектами коллекционирования. Просто голые стены – это и скучно, и незакончено: важно помнить, что стена – это фон.
Помимо интерьерного дизайна вы также занимаетесь оформлением частных мероприятий, выставок и театральных постановок. Что вдохновляло вас при работе над декорациями мюзикла «Обыкновенное чудо»? С какими сложностями пришлось столкнуться?
Это осталось в прошлом, сейчас занимаюсь только интерьерами, но это, безусловно, был интересный опыт.
Сейчас многие говорят о том, что российский дизайн находится на стадии становления, что нам еще нужно многому поучиться у зарубежных коллег. Что вы думаете по этому поводу? Какие бы вы выделили самобытные черты российского дизайна?
Честно говоря, я не вижу каких-то самобытных черт. Если говорить о дизайне интерьера, то сейчас это скорее международный обмен, эклектика. И тут главное, чтобы каждый клиент нашел своего дизайнера, с которым они будут на одной волне. Глобально вижу два тренда – уход в минимализм, лаконичные современные интерьеры, проникновение технологий в каждый дом, и наоборот такие ретро-истории, где время как будто остановилось.
Поделитесь вашими планами на будущее. Хотели ли бы вы заняться еще какими-нибудь направлениями, например, предметным, общественным или ландшафтным дизайном?
Меня интересует современное искусство, в котором не нравится, пожалуй, только то, что сейчас все им интересуются (смеется). С другой стороны, уровень художественной культуры несомненно растет. В том числе среди моих интересов – предметный дизайн, ковры или обои по эскизам, предметы мебели. Многим коллегам это уже удалось.