Смелые, яркие и с хорошим чувством юмора – интерьеры Ольги Седовой и Прохора Машукова впечатляют с первого взгляда и запоминаются надолго. В 2019 году их бюро Only Design вошло в рейтинг лучших российских студий по версии AD.
Их творческий и семейный дуэт образовался еще в период учебы в МГХПА им. С. Г. Строганова. В 2007 году открылось их собственное бюро Only Design, где уже 13 лет Ольга и Прохор создают уникальные и запоминающиеся проекты, которые часто сравнивают с постмодернистскими арт-инсталляциями. Сочные краски, неожиданные сочетания, ироничный подтекст, смешение стилей и эпох – в интерьерах от Only Design точно не будет скучно: в них запросто уживаются классика с поп-артом, Пушкин с Бивисем и Батхетем, Ленин с Николаем II.
Исторические и культурные образы дизайнеры остроумно обыгрывают, переделывают и миксуют, чтобы получить эффектные, живые пространства с ярким неповторимым стилем, который сами дизайнеры относят к глэм панку. Что это за направление? Каковы его особенности и приемы? Где искать вдохновение? Ответы узнаем у основателей Only Design – Ольги Седовой и Прохора Машукова.
Ольга и Прохор, расскажите, как сложился ваш творческий дуэт? С чего вы начинали? Назовите три главных составляющих концепции вашей студии.
Мы познакомились около 20 лет назад, когда посещали курсы и готовились поступать в Строгановский университет. На втором курсе мы поженились и с тех пор работаем вместе. У нас нет профильного интерьерного или архитектурного образования. Прохор закончил кафедру графического дизайна, а я – кафедру промышленного дизайна. Поначалу мы брались практически за любую творческую работу: делали росписи в интерьерах, декорировали кафе, писали картины и панно на заказ. Прохор работал как графический дизайнер, занимался рекламой в издательстве.
Наша концепция менялась, и мы не исключаем, что она и дальше продолжит развиваться и меняться . На данном этапе мы любим многослойность в интерьере, яркость во всех смыслах и искусство – как современное, так и традиционное. Мы любим искусство в широком понимании этого слова: скульптуру, живопись, в том числе и мебель, которую мы сами делаем.
Опишите, пожалуйста, один из ваших недавно завершенных проектов. Что стало источником вдохновения? С помощью каких приемов удалось воплотить основные идеи?
За прошедший год у нас вышло три публикации проектов, которые велись в разное время. Например, квартира с Пушкиным или как мы ее называем «Квартира с русским характером», где нам удалось использовать наш стиль глэм панк. Главным вдохновением стали наши заказчики – люди смелые сами по себе, с чувством юмора и готовые к экспериментам. Это молодая пара, которая постоянно шутила. И мы им предложили концепцию русской шутки. Так у нас появились обои в тематике лубочных картинок со смешливыми текстами, которые мы нашли в старой книжке и гравюрах.
Затем нашлось место и яркой картине с Пушкиным, который одет в современную одежду модных брендов с цитатой из «Евгения Онегина». И это никакая не издевка. Сам поэт обладал великолепным чувством юмора, писал очень меткие, колкие эпиграммы на свое окружение и не только. Если бы он жил в наше время, он, нам кажется, был бы таким франтом, талантливым человеком, который не сидел бы взаперти. Мы любим вдохновляться тематикой русской культуры и ищем вдохновения в ней.
Одна из отличительных черт вашей студии – яркий запоминающийся стиль, который вы сами называете глэм панк. Откуда он появился? В чем его особенности? Кому он больше всего подходит?
На данный момент мы действительно позиционируем себя в этом стиле. Но не факт, что он останется с нами и дальше. Сейчас работать с ним нам интересно. Это стиль бунтарей, движение против устоев, буржуазных взглядов, привычных форм поведения. Иногда художнику надоедает делать что-то красивое, прилизанное. Так и нам захотелось сделать что-то другое, веселое, нестандартное.
Глэм панк – стиль для людей с юмором, смелых, бросающих вызов, но при этом без какой-либо серьезной философии. Название придумано не нами. Это было целое направление в музыке 70-80-х годов в Нью-Йорке и Лондоне. Мы любим смотреть, как выглядели тогда эти группы, во что одевались, какие носили прически, что исполняли. Они сами делали себе костюмы. Это вдохновляет.
В наших проектах всегда есть чувство юмора, появляются какие-то неожиданные элементы – декор или мебель, – которые заставляют окружающих остановиться и спросить: «А почему это здесь появилось, ведь так не должно быть?». Для нашего стиля свойственно применение того, что большинству кажется невозможным. В проекте с Пушкиным текстиль мы не могли отдать в обычные мастерские, понимая, что нам это не подходит. В результате мы нашли невообразимые и очень яркие ткани в магазине, где продавались костюмы для танцевальных и гимнастических секций. Это было огромным вдохновением.
Мы любим работы современных художников, и замечаем, что в русских интерьерах современное эпатажное искусство используется редко. Сегодня большинство заказчиков готовы к симпатичным, но привычным картинкам, пейзажами с видом на море. Мы же пытаемся показать другую сторону, задействовав искусство, вызывающее вопрос: “А с ним можно жить?” Нашей работой мы хотим показать, что можно. Нам нравятся эксперименты.
Вы разработали интерьеры для сети московских семейных кафе АндерСон. Все заведения отличаются разной концепцией и яркими цветовыми решениями. Какие ставились перед вами задачи? И как подбиралась палитра?
Проекту кафе уже 10 лет. Мы пришли туда в качестве декораторов делать росписи. Изначально там был другой архитектор, но с ним не сложилось. Заказчица – Анастасия – смелая девушка, не побоялась решиться на что-то оригинальное. У нее самой были дети, и она заметила, что в кафе неудобно ходить с семьей. И родилась отличная концепция – сделать семейное кафе с собственным стилем. Нам предстояло создать что-то очень милое, традиционное, комфортное для членов семьи разных возрастов.
Для кафе “АндерСон для пап” Прохор придумал идею со Скруджем Макдаком, который воспитывает своих племянников один. Это заведение для тех отцов, которые ходят с детьми и не знают, что с ними делать. Там были продуманы программы, мастер-классы, развлечения для детей. Когда перед нами ставится задача, мы начинаем искать, что бы нас могло вдохновить, и придумываем какую-то историю. К ней уже легко подвязать образ заведения, идеи, приемы. Опыт с кафе АндерСон был очень хорошим и плодотворным.
В вашей копилке есть и достаточно необычные проекты – шоурумы и клубы люксовых автомобильных брендов. В чем отличительные черты таких интерьеров? На что дизайнерам нужно обращать особое внимание?
Мы ориентировались на четкие задачи и сроки. Презентация-показ автомобилей Audi проходил в павильоне отеля Ритц. Нужно было все успеть за три дня. По концепции проекта, в центре внимания должен быть автомобиль. В результате белый фон, ничего лишнего и все предельно лаконично. Эстетика минимализма. Есть главный объект – автомобиль, на котором сосредоточено основное внимание.
Концепции для Bentley и Lamborghini были только на эскизах. Но любой опыт, даже эскизный тоже очень важен. Ничего не бывает зря, даже если вы не построили и не воплотили. Все в вас аккумулируется и вырастает во что-то больше. Для нас это были периоды поиска. Мы не о чем не жалеем, все было интересно и полезно. Если я немного сомневалась: “А потянем ли мы, а сможем ли?”, то у Прохора всегда была несгибаемая уверенность.
Поделитесь впечатлениями о последнем из дизайнерских мероприятий, которые вы посетили.
Мы больше любим выставки, современное искусство, арт-галереи, музеи новые и старые. Последнее из знаковых событий из дизайнерских мероприятий для нас, которое мы посетили, – AD50 (топ50 лучших российских дизайнеров по версии журнала Architectural Digest). Это очень круто для нас. В этом списке настоящие профи, которые много лет делают хорошие серьезные проекты. Для нас это очень важное мероприятие еще и потому, что можно пообщаться с коллегами, поделиться информацией, опытом, узнать много нового, обменяться своими впечатлениями, радостями, проблемами. И это сильно нас подпитывает.
Бюро Only Design существует с 2007 года. На ваш взгляд, как изменился российский интерьерный дизайн за 13 лет? Что стало особенно востребовано?
Рынок сильно поменялся. С каждым годом все больше и больше крутых проектов. Дизайнеры стали мыслить по-другому, больше видеть, путешествовать, узнавать, развиваться. В России появились очень хорошие школы, активная среда, которая растет. А это очень важно. Рынок растет.
Сейчас сложнее работать. Конкуренция выше, и люди стали серьезнее относиться к своим расходам. Раньше заказчики быстро соглашались покупать дорогущую мебель, отделочные материалы. Сегодня все чаще поступают заказы с ограниченным бюджетом, и нужно серьезно стараться и думать. И мы это чувствуем. Но многим дизайнерам это помогает. Приходится включать фантазию, ресурсы и ставить перед собой вызов: “А сможешь ли ты сделать круто, интересно и небанально за «три копейки»? Мы видим, что наш русский дизайнерский рынок справляется, и появляется много интересных молодых дизайнеров – прямо радостно!
Сегодня многие считают, что дизайнером может стать практически любой более или менее талантливый человек. Для этого достаточно посетить несколько курсов, прослушать вебинары и уметь хорошо рисовать… Что вы скажите по этому поводу? Кому точно не стоит идти в дизайнеры?
Кому кажется, что достаточно прослушать курсы, чтобы стать дизайнером, тому и не стоит идти в дизайнеры. Потому что это сложная профессия, и опыт в ней очень важен. Некоторые освоили 3D картинки и считают, что этого достаточно. Нет. Знания брендов, определенных технологий, стилей – всего лишь ваши инструменты. Если у тебя есть скальпель и клизма, это не значит, что ты доктор. Самое важное – опыт, наложенный на знания и умение думать.
Когда вы начинаете стройку, вы должны знать, как вы это сделаете, за какой бюджет и за какие сроки. Тогда вы будете считаться профессионалом, который не только что-то придумывает, но и способен все это реализовать. От первой встречи с заказчиком до съемки интерьера – каждый этап проекта – нужно четко выстраивать и скрупулёзно над ним работать. Думать, что после посещения вебинара можно стать дизайнером, – заблуждение. Помимо всего прочего, опыт в любой профессии никто не отменял. В работе сказывается ваш кругозор, личность, знания, книги, которые вы прочитали, все, что вы получили с самого детства. Ваша индивидуальность и особый взгляд – главное в этой профессии.
Еще в дизайнеры стоит идти тому, кто не боится. Нужно быть очень коммуникабельным человеком, отстаивать свою точку зрения, но в то же время слушать заказчика. Тем, кто не боится трудиться и ошибаться, – вперед и удачи!
Легенда о русском эмигранте, оказавшемся в Париже начала ХХ века… Именно так вы обрисовали концепцию интерьера вашей собственной квартиры. На белоснежно-воздушном фоне открыта целая экспозиция из эффектных арт-объектов. Где вам удалось их отыскать? Какие правила декора были для вас главными?
Прохор отвечает за концепции и любит придумывать истории для того или иного проекта. Они помогают создать образ. Мы отталкиваемся не просто от стилистики, цвета или объема, а, скорее, от истории и образа. Натолкнуть на него может все, что угодно: черта характера заказчика, его страсть, случай из жизни и т.д. Поскольку это была наша квартира, мы решили сделать так, как мы хотим. Эта была наша первая публикация, своего рода манифест.
В основе концепции – русская тема. Знакомый галерист уезжал из страны и отдал нам старые бюсты Ленина. Мы их отреставрировали, покрыли цветной гальваникой и использовали в качестве основы для столов. Над камином появился портрет Николая, который отыскал Прохор в фотобанке. Лепнину, столярку и зеркала мы специально заказывали, чтобы добиться достоверности исторического интерьера. Например, винтажные светильники в спальне мы купили в старом египетском магазине, отремонтировали, доделали их.
Когда мы с Прохором расписывали стены комнаты, у нас все никак не получалось лицо одной балерины. Три раза пришлось перерисовывать. Потом к нам приехала родственница из Словении, и по нашей просьбе три дня занималась этой балериной. Зеркала в квартире мы тоже три раза переделывали. Все время были какие-то камни преткновения. Но дизайнер должен обладать огромным терпением. Нельзя сдаваться и отступать от своей поставленной цели. В нашем проекте много рукодельных вещей. У русских заказчиков это не очень ценится: большинство из них хотят брендовые вещи известных марок. Но, наверное, скоро мы к этому придем. На Западе, наоборот, в цене уникальные рукотворные предметы.
Поделитесь несколькими секретами дизайна, чтобы легко и просто впустить в интерьер весну?
Самый доступный способ – это краски. С их помощью можно делать все, что угодно: от сложных росписей до простых примитивных орнаментов. Недорогую обычную мебель можно дорабатывать, доделывать, преобразовывать и интересно раскрашивать. Все, что вы сделаете сами, будет ценно. Попробуйте полностью оформить хотя бы одну комнату своего жилья, используя все свои идеи. Дизайнер – человек, который постоянно что-то придумывает и создает. Смотрите больше вдохновляющих картинок, на качественные сложные интерьеры, архитектуру. Подробно анализируйте их – это очень полезно для самообразования и развития.